Не только же экономике забирать себе все кризисы, правда!
Итак, семья. Каковы же её стадии и кризисы?
1 стадия. Ухаживание: романтика, когда партнёры живут жизнью друг друга и не могут ни на секунду расстаться.
2 стадия. Вступление в брак. Проживание супругов без детей: новоиспечённые супруги наслаждаются друг другом, проводят много времени вместе, но у них уже появляется быт, если не успел появится на первой стадии. + 1 кризис: принятие на себя супружеских обязательств
3 стадия. Экспансия: рождение детей, когда семья расширяется, и супруги уже принадлежат не только друг другу, но и своим детям, зона ответственности расширяется. + 2 кризис: освоение родительских ролей.
4 стадия. Стабилизация: дети растут, в семье всё становится стабильно, большую часть жизни супругов часто занимает быт, и к романтике они возвращаются не так часто. + 3 кризис: включение детей во внешние социальные структуры. + 4 кризис: подростковый период и принятие этого факта родителями.
5 стадия. Постепенное покидание детьми своего дома: взрослые дети вступают в брак, обзаводятся своими семьями. + 5 кризис: осознание родителями того, что ребёнок покидает родительский дом.
6 стадия. «Пустое гнездо»: супруги остаются вдвоём, дети живут со своими семьями. + 6 кризис: супруги снова остаются вдвоём, чувства отстранённости от детей и ненужности им, одиночество.
7 стадия. Одиночество одного из партнёров после смерти другого. Пожалуй, самая грустная стадия, т. к. к этому моменту супруги столько прожили вместе, и всё равно вынуждены расстаться. + 7 кризис: адаптация к одиночеству овдовевшего супруга, поиск новых связей с семьёй.
Бессознательно кризис ассоциируется в нашем мышлении не с самыми приятными вещами. Однако есть нормативные кризисы, без которых семья не развивалась бы.
Для перехода на новую ступень развития необходимо, чтобы в семье произошли изменения в её структурной организации, адаптация к текущей ситуации, выработался новый образ поведения каждого члена семьи.
При успешном преодолении этого испытания семья перестраивается под новые условия, что сопровождается личностным ростом каждого члена семьи.
Итак, первый этап ухаживания. Партнёры проводят много времени вместе, ждут, затаив дыхание, каждую встречу, им хорошо друг с другом. После этапа ухаживания и активного узнавания друг друга происходит вступление в брак. И вот он, первый кризис, тут как тут!
Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств.
Только мужчина и женщина вступили в брак, прошёл «месяц мёда», и начинается время дёгтя, когда супруги осознают, что необходимо брать на себя супружеские обязательства, и новый виток романтики прерывается бытовыми трудностями.
Супруги адаптируются к семейной жизни, т. е. устанавливаются внутренние границы семьи и границы общения с родственниками и друзьями. Пара больше времени проводит вместе, и, например, встречи с друзьями и родственниками могут становиться более редкими.
Партнёры расставляют приоритеты, и на этой почве между личными и семейными потребностями возникают конфликты. Супруги учатся их решать и предупреждать возникновение.
Вместе с этим, они ищут баланс совместного времяпровождения и предоставления друг другу времени для себя. Каждый из партнёров осознаёт, что у другого в жизни есть собственные увлечения, желания и потребность их осуществления, а не только семья и её интересы. Соответственно, решают проблемы семейной иерархии и распределяют ответственность.
Супруги достигают сексуальной гармонии. Но пара, как правило, начинает занимается сексом гораздо раньше совместного проживания, поэтому и данная сексуальная адаптация происходит гораздо раньше.
Партнёры, если не проживали до вступления в брак совместно, решают жилищные проблемы и стремятся к приобретению собственного имущества.
Признаки данного нормативного кризиса:
– муж и жена не принимают новые роли и обязательства, особенно если в паре это не проговаривалось заранее;
– хотя бы один из супругов не может до конца сепарироваться от собственной семьи, его мысли и поступки сильно зависят от родителей, и другой супруг ревнует;
– короткая психологическая дистанция между мужем и женой, т. е. они слишком много времени проводят вместе, и им не хватает пространства для себя.
Кризис 2. Освоение родительских ролей. Появление нового члена семьи и принятие этого факта супругами.
Рождение детей – прекрасный этап. Но он приносит большое количество новых хлопот, мыслей и осознания. Особенно важна забота супругов друг о друге при том, что они начинают ухаживать за младенцем.
В связи с появлением ребёнка, перестраивается структура семьи, и новоиспечённые родители приобретают новые обязательства. Приходит новое распределение личных и семейных целей, заново расставляются приоритеты.
Супруги адаптируются к продолжительному периоду ухода за ребёнком. Обеспечивают безопасность ребёнка и принимают факт того, что они несут ответственность за маленького человека. Им необходимо завоёвывать в своём ребёнке родительский авторитет.
Данный кризис имеет следующие трудности:
– супруги могут не сразу принимать свои новые роли папы и мамы и соответствующие обязательства;
– снижается уровень близости, т. к. супруги дистанцируются, что обусловлено переключением обоих на беременность и всепоглощающую заботу о ребёнке;
– прерывается общение с родителями в данный период, или супруги становятся излишне близки с родителями и другими родственниками;
– проблемы в сексуальных отношениях.
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры.
Вроде пережили кризис принятия родительских ролей, но затем наступает период, когда ребёнка необходимо отдавать в сад, затем в школу… Заново происходит реорганизация семьи:
1) перераспределяются обязанности в семье в связи с тем, что ребёнок включается во внешние социальные структуры, домашние обязанности распределяются и на родителей, и на подросшего ребёнка;
2) родители помогают ребёнку вырабатывать определённый режим и дисциплину, решать возникающие трудности;
3) родители распределяют обязанности по помощи ребёнку при подготовке домашнего задания.
Особенности данного нормативного кризиса:
– ребёнок с трудом адаптируется к совершенно новым для него социальным условиям, что обусловливает появляющиеся психосоматические проявления у ребёнка (например, когда надо идти в сад или в школу, а у него начинает першить горло или болеть живот);
– наблюдаются проблемы в поведении ребёнка, особенно в семье (может манипулировать родителями, капризничать, проявлять необычайное упрямство, даже становиться неуправляемым), также один из родителей может поддерживать такое поведение, тогда уже супруги начинают спорить между собой;
– приходят проблемы, связанные с поведением ребёнка вне семьи, т. к. он ещё адаптируется и учится взаимодействовать с другими людьми;
– часто приходится придумывать новые способы воздействия на ребёнка, чтобы он был мотивирован учиться, помогать родителям по дому;
– супруги перегружены широким диапазоном обязанностей и дома, и на работе, как следствие растущее напряжение между супругами, конфликты (начинающиеся, как правило, из-за мелочи);
– один из супругов или даже оба могут прийти к выводу, что разочаровались в своём партнере, чувство усталости от брака.
Кризис 4. Подростковый период и принятие этого факта родителями.
Снова реорганизация семьи:
– родители знакомятся со своим ребёнком по-новому и учатся взаимодействовать с ним, принимают факт того, что он уже достаточно взрослый, чтобы дать ему больше автономии и контролировать меньше и/или по-новому;
– меняется родительское поведение, и заново распределяются роли в семье;
– родители готовятся (пока только морально) к тому, что их ребёнок, уже ставший подростком, когда-нибудь покинет дом.
Черты, говорящие о переживании семьёй кризиса:
– напряжение в детско-родительских отношениях;
– новые проблемы в поведении подростка (агрессия, «игры» с алкоголем и курением, компания, оказывающая негативное влияние, побеги из дома и др.);
– стремительное ухудшение школьной успеваемости;
– новый виток проявляющейся психосоматики подростка, депрессия;
– конфликты между супругами, обусловленные спорами о воспитании своего ребёнка;
– актуализированные супружеские проблемы, которые не были решены на более ранних стадиях развития семьи или индивидуальные кризисы у родителей;
– общее ощущение неудовлетворённости в семье в связи со сложившейся ситуацией;
– оба родителя могут чувствовать себя одинокими из-за того, что отсутствует та близость, что была раньше с их ребёнком;
– родители не могут принять тот факт, что подросток становится самостоятельным, и ему необходимо дать больше самостоятельности.
Кризис 5. Покидание родительского дома ребёнком.
Что должно произойти на следующей стадии?
1. Выросший ребёнок сепарируется от семьи.
2. Экологичный уход из дома.
3. Взрослый ребёнок поступает в университет, начинает идти своим путём.
Сложности данного нормативного кризиса:
– повышается уровень тревожности членов семьи, особенно у матери;
– родители испытывают чувство одиночества, ощущают себя ненужными, возможно испытание страха надвигающейся старости, связанного с отдалением ребёнка от семьи;
– отклонения в поведении ребёнка, покидающего дом, который может быть связан со страхом будущего или неизведанного;
– вследствие стресса, связанного с уходом ребёнка из семьи, повышается напряжение в детско-родительских отношения + растёт уровень конфликтности в супружеской паре;
– родители не способны принять тот факт, что ребёнок повзрослел и стал нуждаться в отделении от родительской семьи;
– слишком тесная связь родителей и ребёнка может осложнять процесс сепарации;
Кризис 6. Супруги снова остаются вдвоём. Что характерно для данного кризиса?
Пара на этой стадии пересматривает свои взаимоотношения, перераспределяет обязанности, адаптируется к уходу на пенсию.
Переживая данный нормативный кризис, родители испытывают чувства отстранённости от детей и ненужности им, одиночество, обусловленное снижением социальной активности, страхом приближающейся старости. Наблюдаются депрессивные состояния пожилых супругов.
Между супругами повышается уровень конфликтности, дефицит тепла и близости. Наблюдаются неоправдавшиеся ожидания и разочарование друг другом и семейной жизнью.
Семейная система претерпевает застой, становится ригидной.
Появляются внебрачные связи супругов.
Наблюдаются конфликты в отношениях со взрослыми детьми или же новыми ч членами семьи.
Кризис 7. Смерть одного из супругов. Принятие данного факта другим супругом.
Овдовевший супруг адаптируется к одиночеству, ищет новые связи с семьёй, детьми, принимает уход и помощь от семьи и другого социального окружения.
Характеристики данного кризиса:
– супруг, оставшийся один, отказывается принимать сложившуюся ситуацию;
– он переживает чувства одиночества, отстранённости от детей и ненужности им;
– испытывает страх смерти;
– наблюдаются депрессивные состояния.
– он переживает чувства одиночества, отстранённости от детей и ненужности им;
– испытывает страх смерти;
– наблюдаются депрессивные состояния.