Стыд как результат родительских предписаний
Стыд — это сложное эмоциональное состояние, которое может возникать в результате различных факторов, включая культурные, социальные и личные обстоятельства. Одним из наиболее значительных источников стыда являются родительские предписания, которые формируют восприятие ребенком себя и своего места в мире. Данный реферат посвящен исследованию того, как родительские установки и ожидания могут приводить к возникновению чувства стыда, и как это чувство может влиять на личность и поведение человека.
Стыд — это чувство, связанное с осознанием своего недостоинства, ошибочности или несоответствия социальным нормам и ожиданиям. Это приобретенное мнение, неестественное, не природное, а ложное представление о самом себе. Стыд помимо трансгенерационных историй может формироваться прямо с перинатального периода развития плода с помощью родительских предписаний.
Родительские предписания — это установки, которые родители передают своим детям, формируя их представления о том, что правильно, а что неправильно. Эти предписания могут касаться различных аспектов жизни: от поведения и моральных ценностей до самовыражения и выбора профессии.
Родительские предписания как источник стыда могут быть разными и ниже я рассмотрю каждый с примерами.
1.Послания о неполноценности.
Может сформироваться, когда значимые взрослые/окружение в детстве транслировали ребенку, что он недостаточно хорош, что его невозможно любить, что он плохой.
Например: ребенку в детстве говорили о том, что он недостаточно хороший, что остальные дети вокруг как дети, а он отвратительный. Таким образом малыш с с детства привык стыдиться истинного себя, а родители, в свою очередь, подавляли его природные проявления все больше и больше с помощью сравнений с другими более «лучшими» детьми. В настоящее время у такого человека может быть заниженная самооценка, постоянное сравнение своей жизни с чужой, недовольство собой и тд.
2. Предпочтение имиджа семьи в ущерб реальности.
Формируется в ситуациях, когда имидж семьи и «что подумают другие» стоит выше, чем позволение всем членам семьи свободно выражаться себя, свое мнение и свою истинную природу.
Например: Семья на публике всегда улыбаются, демонстрируя большую сплоченность, но за закрытыми дверями происходит обратное. Родители часто ссорятся, а дети чувствуют себя некомфортно и подавленно и им запрещено говорить о своих чувствах из-за чего складывается ощущение, что быть настоящим собой - стыдно
3. Скрытность и конспирация
Ребенок с детства слышал от своих родителей, что "нельзя показывать слабости" и "не стоит делиться своими проблемами с другими". Эти предписания сформировали у него стойкое чувство стыда за свои эмоции и переживания. Когда у него возникали трудности в учебе он скрыватл свои чувства от окружающих. Эта склонность к скрытности и конспирации, вызванная чувством стыда, мешает ему найти поддержку и решать свои проблемы.
4. Родительское пренебрежение или отсутствие интереса.
Может сформироваться при отсутствии интереса родителей к своему ребенку, при отсутствии поддержки и любви.
Например: ребенок в детстве увлекался рисованием и родители лишь мимоходом комментировали его успехи, не проявляя интереса или поддержки. Из-за этого малыш начинает стыдиться своего увлечения и скрывать свои работы от родителей. Он чувствует, что его хобби неважно и не стоит обсуждения. В итоге, ребенок прекращает рисовать и даже отказывается участвовать в художественных конкурсах, считая, что его интересы не имеют значения. Родительское пренебрежение к его увлечению приводит к подавлению его талантов и творческого потенциала, а также к чувству безнадежности и недостатка любви.
5. Преобладание тем оставления и предательства.
Ребенок, с детства слышал от родителей, что "друзья могут предать" и "никому нельзя доверять". Эти слова стали для него не просто предупреждением, а настоящим девизом, который сформировал его восприятие отношений. Когда этот ребенок начинает дружить с новой компанией, он испытывает страх перед близостью. Из-за родительских установок он постоянно подозревает своих друзей в том, что они могут его оставить или предать и постоянно находит этому подтверждение. Вместо того чтобы обсудить свои чувства с друзьями, ребенок решает дистанцироваться. Он начинает избегать новых знакомств и закрывается в себе, убеждая себя, что никто не может быть надежным. Этот страх оставления и предательства, порожденный родительскими предписаниями, мешает ему строить доверительные отношения и делает его жизнь одинокой и изолированной.
6. Физическое или сексуальное насилие, нарушение автономии.
В ситуациях, когда значимые взрослые сами пропитаны травмой стыда, они запрещают ребенку быть собой чувствовать, жить из своей истинной природы и настоятельно призывают скрывать те или иные семейные тайны.
Например: в подростковом возрасте девушка подверглась насилию, но чтобы имидж семьи не подорвался в обществе (особенно, если семья известна в широких кругах), значимые взрослые пристыдили ее за то, что ее изнасиловали запретили об этом распространяться. В результате этого девушка не может построить гармоничные отношения с противоположным полом, тратит колоссальное количество энергии на то, чтобы и дальше скрывать свою тайну, обладает проблемами с доверием, живет с запретами на чувства и на то, чтобы быть собой.
7. Побуждение быть совершенным.
Например, если ребенка в детстве «любили» только за хорошие оценки, а за плохие наказывали. В дальнейшем у человека сложилось понимание, что его могут любить только тогда когда он «лучший», но лучшим он никогда не мог быть, а когда в жизни что-то не получалось, ему было за это стыдно от чего заниженная самооценка преследовала его во всех сферах жизни.
8. Контроль посредством стыда.
Когда ребенку говорили «тебе должно быть стыдно, если ...". Из-за этого ребенок начинает чувствовать, что он должен поставить себя в рамки и не проявлять свою истинную природу. Когда такой ребенок делает что-то, что по мнению родителей «стыдно», он испытывает сильный стыд и боится признаться родителям. Чтобы избежать их осуждения, она начинает скрывать свои проявления и отказывается от того, что ему интересно. Этот контроль посредством стыда лишает возможности развиваться и наслаждаться жизнью, оставляя человека в состоянии тревоги и страха.
9. Глубокий стыд родителей
Этот стыд передается из поколения в поколения. У меня была клиентка с которой мы вышли на поколенческую травму стыда за свою сексуальность, за свое естественное развитие. Каждая женщина рода, с которой это все началось, получала наказание на свое естественное развитие и быть «тише», «не высовываться» стало девизом женщин рода клиентки.
Стыд, возникающий в результате родительских предписаний, может оказывать глубокое влияние на личность и поведение человека. Понимание роли родительских установок и работа над собой могут помочь в преодолении этого чувства и достижении большей гармонии в жизни. Важно помнить, что каждый имеет право на собственные эмоции и желания, и принятие себя — ключевой шаг к избавлению от пагубного влияния стыда.
Я — Диана Михеева, глубинный психолог, эмоционально-образный терапевт.
Работаю с теми, кто чувствует, что пришло время по-настоящему встретиться с собой.
Без спешки. Без роли. Через образы и чувства. Мы просто идём внутрь — туда, где давно ждут внимания.
📌 [Записаться на сессию и прочитать отзывы]
В телеграм-канале «Глубинное касание ✨ Диана Михеева» — пространство для тех, кто тонко слышит, глубоко чувствует и идёт внутрь, чтобы быть.