ПОРАЖЕНИЕ В СПОРТЕ: КАК СПРАВИТЬСЯ

По моему опыту, вопрос «Как научить ребенка проигрывать?» полезно разделить на четыре:






- Завышенные ожидания от спортсмена родителей или тренера
- Завышенные ожидания/цели самого спортсмена
- Целью является только победа (прогресс не ценится)
- Сверхценность победы
- Каждый отдельный старт воспринимается в отрыве от долгосрочной цели (у спортсмена не сформировано отношение к соревнованиям как к ступенькам на пути к большой цели)
- Любое долженствование («ты должен победить», «ты легко у него выиграешь»…)
- Недооценка (занижение) уровня соперника
- Отсутствие алгоритма действий на случай поражения
- Ожидание негативных реакций на поражение значимых взрослых, либо негативных последствий/наказаний
- Эмоциональная реакция значимого взрослого на поражение

- Грамотное целеполагание. Помочь спортсмену сформировать эффективную, мотивирующую, достижимую цель и разложить ее на задачи
- Наличие большой значимой мотивирующей цели, находящейся далеко за пределами конкретного страта
- Теплые и доверительные отношения со спортсменом. Отсутствие ожиданий/долженствований со стороны значимых людей
- Фокус на прогресс, постановка прогресс-ориентированных задач на соревнование
- Формирование уважительного отношения к сопернику и понимания, что уровень подготовки (особенно в детском спорте) – вещь очень динамичная
- Разработка (совместно со спортсменом) чек-листа на случай поражения
- Уравновешенность значимого взрослого в преддверии соревнований

- Поддержание взрослым своего уверенного, уравновешенного состояния. Теплота и поддержка
- Соблюдение взрослым порядка действий, предусмотренного Чек-листом (подготовленным вместе со спортсменом до соревнований)
- Акцент внимания на том, что получилось/понравилось, в чем прогресс по сравнению с предыдущими стартами
- Помощь в принятии результата и перекидывание «мостика» в будущее (вопросы типа «что можно усилить?»)
- Обеспечение условий для эмоциональной разрядки спортсмена (кому-то для этого надо поговорить, а кому-то, наоборот, уединиться или погулять)

- Практиковать отношение к ошибкам как к опыту и к возможности стать сильнее – и в спорте, и за его пределами. Личный пример родителей здесь тоже важен.
- Показать возможности, свериться с планом достижения большой цели
- Проявлять искреннюю веру в ребенка, любовь и поддержку (обычную, не какую-то особенную)
Здесь перечислены основные моменты. Надеюсь, информация позволит улучшить ситуацию с реакцией на поражения.
Надеюсь, вы обратили внимание, что «учить» и «тренировать» предстоит не только ребенка, но и взрослых?)
Не сочтите за рекламу, но спортивный психолог поможет обнаружить и устранить причины, перечисленные в п.1. Освоение 2-4 пунктов в сопровождении опытного наставника также проходит в разы быстрее, тк строится в формате системной психологической тренировки.

Любой эмоциональный взрыв, даже положительный, съедает часть психической энергии, и спортсмену необходима способность восстановиться между стартами и вернуться в оптимальное боевое состояние). Так что тренировка эмоционально-психической емкости и умение справляться с эйфорией – это тоже важная задача.
Комментариев нет
Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайте.