ПОРАЖЕНИЕ В СПОРТЕ: КАК СПРАВИТЬСЯ


❗Эффективная постсоревновательная адаптация позволяет спортсменам быстро восстанавливаться и двигаться вперед, несмотря на результат соревнований

По моему опыту, вопрос «Как научить ребенка проигрывать?» полезно разделить на четыре:

📌 Причины возникновения имеющихся (острых, деструктивных) реакций на поражение
📌 Профилактика возникновения острых, деструктивных реакций на поражение
📌 Как помочь ребенку пережить поражение (эмоциональная составляющая)
📌 Как помочь ребенку и вынести опыт из поражения/стать сильнее

✅ Вот не все, но наиболее популярные ответы

📌 Причины возникновения имеющихся (острых, деструктивных) реакций на поражение

- Завышенные ожидания от спортсмена родителей или тренера
- Завышенные ожидания/цели самого спортсмена
- Целью является только победа (прогресс не ценится)
- Сверхценность победы
- Каждый отдельный старт воспринимается в отрыве от долгосрочной цели (у спортсмена не сформировано отношение к соревнованиям как к ступенькам на пути к большой цели)
- Любое долженствование («ты должен победить», «ты легко у него выиграешь»…)
- Недооценка (занижение) уровня соперника
- Отсутствие алгоритма действий на случай поражения
- Ожидание негативных реакций на поражение значимых взрослых, либо негативных последствий/наказаний
- Эмоциональная реакция значимого взрослого на поражение

📌 Профилактика возникновения острых, деструктивных реакций на поражение:

- Грамотное целеполагание. Помочь спортсмену сформировать эффективную, мотивирующую, достижимую цель и разложить ее на задачи
- Наличие большой значимой мотивирующей цели, находящейся далеко за пределами конкретного страта
- Теплые и доверительные отношения со спортсменом. Отсутствие ожиданий/долженствований со стороны значимых людей
- Фокус на прогресс, постановка прогресс-ориентированных задач на соревнование
- Формирование уважительного отношения к сопернику и понимания, что уровень подготовки (особенно в детском спорте) – вещь очень динамичная
- Разработка (совместно со спортсменом) чек-листа на случай поражения
- Уравновешенность значимого взрослого в преддверии соревнований
📌 Как помочь ребенку пережить поражение (эмоциональная составляющая):

- Поддержание взрослым своего уверенного, уравновешенного состояния. Теплота и поддержка
- Соблюдение взрослым порядка действий, предусмотренного Чек-листом (подготовленным вместе со спортсменом до соревнований)
- Акцент внимания на том, что получилось/понравилось, в чем прогресс по сравнению с предыдущими стартами
- Помощь в принятии результата и перекидывание «мостика» в будущее (вопросы типа «что можно усилить?»)
- Обеспечение условий для эмоциональной разрядки спортсмена (кому-то для этого надо поговорить, а кому-то, наоборот, уединиться или погулять)

📌 Как помочь ребенку и вынести опыт из поражения/стать сильнее:

- Практиковать отношение к ошибкам как к опыту и к возможности стать сильнее – и в спорте, и за его пределами. Личный пример родителей здесь тоже важен.
- Показать возможности, свериться с планом достижения большой цели
- Проявлять искреннюю веру в ребенка, любовь и поддержку (обычную, не какую-то особенную)

Здесь перечислены основные моменты. Надеюсь, информация позволит улучшить ситуацию с реакцией на поражения.

Надеюсь, вы обратили внимание, что «учить» и «тренировать» предстоит не только ребенка, но и взрослых?)

Не сочтите за рекламу, но спортивный психолог поможет обнаружить и устранить причины, перечисленные в п.1. Освоение 2-4 пунктов в сопровождении опытного наставника также проходит в разы быстрее, тк строится в формате системной психологической тренировки.

❗Кстати: Обычно запрос родителей и спортсменов звучит именно про то, как справиться с негативными состояниями (после поражения). Но практика показывает, что не менее важно уметь справляться с пиковыми эмоциональными состояниями и после победы (особенно это актуально для тех видов спорта, где соревнования проводятся в несколько этапов.

Любой эмоциональный взрыв, даже положительный, съедает часть психической энергии, и спортсмену необходима способность восстановиться между стартами и вернуться в оптимальное боевое состояние). Так что тренировка эмоционально-психической емкости и умение справляться с эйфорией – это тоже важная задача.
0 лайков 2 просмотра
Комментариев нет
Чтобы оставить комментарий, необходимо на сайте.
logo
Последние видео
Смотреть все видео
Elena23207
В понедельник в 18:13
Как простить родителей и проработать старые обиды?
Как простить родителей и проработать старые обиды?
Elena23207
12 мая 2025 10:31
Как собрать себя в кучу, когда ничего не хочется?
Как собрать себя в кучу, когда ничего не хочется?
Elena23207
5 мая 2025 18:26
Как перестать бояться руководителя?
Как перестать бояться руководителя?
Elena23207
24 апреля 2025 11:04
Как справиться с прокрастинацией? Почему мы знаем, что нужно делать, но не делаем этого?
Как справиться с прокрастинацией? Почему мы знаем, что нужно делать, но не делаем этого?
Elena23207
21 апреля 2025 12:17
Что делать, если родители постоянно живут и управляют вашей жизнью?
Что делать, если родители постоянно живут и управляют вашей жизнью?
Elena23207
17 апреля 2025 14:53
Как полюбить себя, если ты не эталон красоты?
Как полюбить себя, если ты не эталон красоты?
Elena23207
8 апреля 2025 14:11
Как принимать правильные решения?
Как принимать правильные решения?
Elena23207
7 марта 2025 17:17
Как обрести внутренний покой и равновесие?
Как обрести внутренний покой и равновесие?
Elena23207
13 февраля 2025 12:54
Что делать, если появилась постоянная потребность выпить алкоголь и расслабиться?
Что делать, если появилась постоянная потребность выпить алкоголь и расслабиться?
Яна
22 ноября 2024 00:00
Бывший молодой человек боялся любых экспериментов, как огня. Для него самым оптимальным местом была темная комната и кровать даже спустя пару лет отношений. Никаких машин, лифтов, тем более открытых пространств. Это одна из причин, почему бывший). Конечно, днем на Красной площади я и сама не согласилась бы, но все же... Я считаю, небольшие эксперименты должны быть в каждой паре 🥰
Разнообразие в сексуальной жизни с постоянным партнером можно достичь через разные методы. ЧАСТЬ 1