Просто о рационально-эмотивно-поведенческой терапии (РЭПТ / REBT)
Добрый день, уважаемые друзья!
Меня зовут Денис, изучаю психологию с 2001 года, у меня высшее психологическое образование, так же учился в магистратуре и аспирантуре. Около 10 лет работал в корпоративной структуре в HR (управление персоналом), практикующий психолог.
Давайте поговорим о РЭПТ ( REBT / Rational Emotive Behavior Therapy)
На сегодняшний момент РЭПТ, считается одним из самых эффективных психотерапевтических подходов в мире.
В постсоветских странах еще только набирает обороты и не настолько популярен, как психоанализ или гештальт-терапия.
Людям важно, чтобы их слышали, чтобы был человек, который на профессиональном уровне может их выслушать, понять что с ними происходит, и направить на решение конкретной проблемы.
Т.е., другими словами, задача психолога поделиться знаниями и опытом, которые способствуют эффективному решению сложившейся ситуации.
Делюсь:).
Очень важно понимать, что изменить ситуацию, решить проблему может только сам человек. Да, при помощи психолога, врача, терапевта, но основная ответственность за результат, всё-таки лежит на самом человеке. По другому не работает.
Вы прекрасно знаете, что мы сами несём ответственность за свою жизнь, волшебной кнопки или таблетки не существует.
Давайте поговорим немного о психотерапевтических подходах
Все мы знаем, что на сегодняшний момент их довольно много. Это обусловлено тем, что психология довольно непростая наука с точки зрения эмпирики, в ней не просто проводить доказательную работу, а попыток это сделать много.
Из основных можно выделить:
психоанализ, гештальт-терапия, экзистенциальная терапия, гуманистическая терапия, транзактный анализ, когнитивная, поведенческая терапия, телесно-ориентированная терапия, психодрама и собственно рационально-эмотивно-поведенческая терапия (РЭПТ).
Еще существует очень много около психологических подходов, парапсихология, которые набирают популярность в массах.
Я всё-таки придерживаюсь научной точки зрения и доказательной психологии, хотя и не умаляю заслуги не научных подходов, там тоже есть действительно успешные кейсы. Каждый вправе выбирать, что ему ближе, главным считаю не навредить.
Разумеется лучше всего работать в мультимодальном подходе, т.е. когда мы применяем техники определенного подхода, в зависимости от конкретной ситуации и психотипа клиента. Но, если говорить о работе в отдельно взятом подходе, считаю РЭПТ наиболее логичным, структурированным и эффективным.
РЭПТ одна из форм КПТ (когнитивно-поведенческой терапии).
В 1910 году его семья переехала из Российской империи в США.
Долгие годы Эллис работал в психоаналитическом подходе, но после разочаровался и решил создать свой.
Изначально, название было сформулировано как рациональная терапия (РТ), потом стала называться рационально-эмоциональной терапией (РЭТ), а с 1955 года рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ).
В данном подходе, прежде всего мы изучаем наши иррациональные мысли, убеждения, а также эмоции и поведенческие реакции.
Если сравнивать с психоанализом, в РЭПТ мы работаем с проблемой в конкретном моменте, мы не ищем причин возникновения тех или иных убеждений, мы их меняем сегодня, потому, что они нам мешают сегодня.
Вы заразились ковидом, нам неважно где вы заразились и от кого, нам важно понимать как вы сейчас в этом состоянии пребываете, что нам с этим делать, как будем лечить.
Основное преимущество подхода в том, что за небольшое количество сессий можно получить терапевтический эффект.
Если брать для сравнения, тот же психоанализ, то там терапия может длиться десятилетиями. В РЭПТ вы можете получить результат гораздо быстрее.
В чем суть подхода?
Давайте разбираться.
В КПТ (когнитивно-поведенческой терапии) существует такая закономерность СМЭР (Событие - Мысль - Эмоция - Реакция).
Именно в такой последовательности и происходят наши психические процессы.
То есть, с нами что-то происходит, потом мы каким-то образом восприняли происходящее, у нас появилась мысль по этому поводу или мысль возникла на основании существующего убеждения, в результате чего мы испытали соответствующую эмоцию, а эмоция вызвала реакцию (слово, действие и так далее).
Чаще всего мы говорим о негативных (дисфункциональных) эмоциях, (страх, гнев, тревога, обида, зависть, ревность, депрессия и так далее). Но есть так же, и негативные (функциональные) эмоции, (волнение, грусть, горе, досада, сожаление, печаль, смущение, здоровая зависть, здоровая ревность, здоровый гнев).
В подходе Альберта Эллиса мы исследуем наши иррациональные убеждения (ИУ) (irrational beliefs), которые у нас вызывают негативные дисфункциональные эмоции. Другими словами те убеждения, которые нам мешают в достижении цели.
Именно эти ИУ являются основным предметом исследований, которые потом мы можем "гонять по кругу" много лет.
Работа ведётся по модели АВС
(А) - активирующее событие, то есть активирующими событиями могут быть мысли из настоящего, прошлого, это может быть конкретно какой-то случай, который у нас вызывает соответствующие негативные эмоции.
Именно мысли, убеждения (В) вызывают эмоции, чувства или поведенческие реакции (С).
В нашей работе мы отлавливаем иррациональные убеждения, осознаем их вместе с клиентом.
Очень важно понять к чему нас ведут эти убеждения.
У нас могут быть иррациональные убеждения, которые нам не мешают.
Например: мы верим, что Земля плоская, т.е. по факту это может быть иррациональным убеждением, но оно никак на нашу жизнь не влияет, мы можем верить во что угодно, важно к чему нас ведут эти убеждения. Если мешают, нужно менять.
А теперь пример иррационального дисфункционального убеждения (Альберт Эллис их еще называл "не здоровые"):
“Меня должны все любить”, это довольно часто встречающееся иррациональное убеждение, т.е. это такое абсолютное требование, меня должны все любить и принимать таким какой я есть. Если нет, то значит они какие-то не такие, либо я какой-то не такой, либо вообще мир несправедлив и так далее.
Т.е., если это абсолютное долженствование, оно как правило вызывает злость, гнев, обиду, тревогу или другие негативные (дисфункциональные) эмоции. Другими словами это убеждение ведёт нас к избеганию, либо конфронтации, что не является функциональным и вряд ли способствует достижению наших целей.
Это один из примеров иррациональных убеждений, выделенных Альбертом Эллисом.
В своем подходе он выделил четыре основные группы иррациональных убеждений:
- долженствования
- нетерпимость к фрустрации
- катастрофизация
- глобальное обесценивание
Давайте разбираться по порядку:
- Долженствование мы разобрали пример выше, если еще раз резюмировать, оно как правило выражается в абсолютной форме, то есть это должно с 100% вероятностью произойти и никак по другому. Жёсткие требования к себе, другим и миру.
- Нетерпимость к фрустрации. Что есть фрустрация - несоответствие желаний имеющимся возможностям. Т.е. у нас нет должной устойчивости к тому, что может что-то пойти не по нашему плану, не так как нам бы хотелось. А если что-то пойдет не по нашему плану, "то я этого не вынесу". Например: “Если я не сдам экзамен в пятницу, то я этого не вынесу, превращусь в бомжа и буду всю жизнь работать за копейки”.
- Катастрофизация - это когда мы очень сильно преувеличиваем, если это произойдет это будет ужасно, кошмарно и вообще наступит конец света. Как говорил Эллис: "Более чем на 100% плохое событие"
- Глобальное обесценивание - оценивание себя, других и жизни. “Если я этого не сделаю, то я негодяй, ничтожество, никчёмный и идиот”. “Если у меня это не получается, значит я бездарный”. "Жизнь ужасна, и мир не справедлив".
Знакомо?)
Наша с вами первичная задача отловить эти иррациональные убеждения (ИУ).
Бывает, особенно в депрессивных случаях, присутствуют все четыре группы ИУ, нужно работать с каждым в отдельности.
Очень часто клиент не может самостоятельно осознать, что мысль, убеждение иррационально. В этом ему нужно помогать, проговаривать вслух, приводить в действие соответствующие мысли. Он/она не может выстроить логическую цепочку мы это делаем вместе с клиентом.
После того, когда есть чёткое понимание из-за чего у нас возникают, те или иные эмоции, которые уже дальше ведут нас к какому-то поведению, мы оспариваем иррациональные убеждения. Пожалуй это самый интересный и трудоемкий этап работы.
Иррациональные убеждения ещё бывают промежуточные и ядерные.
Ядерные иррациональные убеждения, это те, которые у нас засели уже очень давно и мы с ними живём, считаем их единственно правильными, некие “собственные аксиомы”.
Очень сложно переубедить человека в том, что эти убеждения иррациональны, но как правило, именно эти убеждения и являются причинами более существенных аффективных расстройств.
Возможно вы слышали такое выражение “мысленная жвачка”?
На научном языке руминация. Т.е. это могут быть определенные негативные мысли, которые мы гоняем в своей голове огромное количество раз на протяжении многих лет.
Эти мысли не помогают нам, они забирают, “крадут” нашу энергию, которая особенно нужна в кризисные периоды жизни. Они способствуют прокрастинации, т.е. мы не берёмся за какое-то дело, отсрочиваем его, откладываем на завтра, на послезавтра, потом на месяц и так далее. Вызывают негативные (дисфункциональные) эмоции. Еще это могут быть какие-то страхи или мифические вещи, образы.
Чаще всего, эти иррациональные убеждения ни на чём не основаны и бездоказательны. Это выводы, которые мы когда-то сделали, возможно в детстве, или не так давно. Мы их приняли за аксиому, и после на основании этих убеждений у нас всплывают автоматические мысли.
Это уже больше включаются рефлекторные процессы. Т.е. загорается зелёная лампочка, у нас такая мысль, если красная лампочка, то у нас такая мысль, а вот какая именно лампочка загорается при (А) активирующем событии, зависит от наших убеждений. Условно, если наши убеждения рациональны - загорается зеленая лампочка, если иррациональны красная.
Основная задача РЭПТ в том, чтобы клиент зажигал “зеленую лампочку” при активирующем событии, т.е. ту, которая будет способствовать достижению цели, а не мешать.
Поехали дальше.
После того как мы отловили иррациональные убеждения, начинаем их оспаривать и формулируем рациональные убеждения. То есть мы выстраиваем здоровые нейронные связи, меняем наши иррациональные убеждения на рациональные.
Этот процесс часто бывает весьма и весьма непростым, особенно если это ядерные убеждения. Вот здесь, результат уже зависит от вашей мотивации и уровня понимания теории. Задача терапевта рассказать и донести до клиента всю последовательность, логику подхода.
Обязательно ставим цель каждой встречи и конечного результата терапии. Чем больше осознанности в процессе терапии, тем быстрее и качественнее выстраиваются новые нейронные, здоровые связи.
После каждой сессии клиент принимает сформулированное рациональное (эффективное) убеждение. Мы анализируем, сравниваем, что испытывает клиент в результате иррационального и рационального мышления. Если мы видим, что в результате принятого рационального убеждения клиент испытывает эмоции, чувства которые не мешают в достижении цели, значит мы всё сделали правильно. Если помогают, превзошли ожидания, поздравляю! :)
Дальнейшей нашей задачей является укрепление здоровых нейронных связей. Достигается это при помощи различных техник, копинг фраз, возможно изменение неких поведенческих активностей, тренировок. Это как раз и есть процесс изменения иррациональных убеждений на рациональные.
Другими словами мы делаем наше мышление более эффективным, всё лишнее, что мешало мы отсекаем, “хрясь и в таз”, высвобождаем энергию и можем эффективно действовать, достигать свои цели.
Уважаемые друзья, если у Вас остались вопросы по статье, напишите, пожалуйста мне сюда https://t.me/grech_den, постараюсь ответить как можно быстрее.
С наилучшими пожеланиями,
Денис Гречишников
Литература:
1. Эллис, Альберт, Драйден, Уинди. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — 2-е изд. — СПб.: «Речь», 2002.
2. Дэниел Фрайер. Вредные мысли. Четыре психологические установки, которые мешают нам жить = The Four Thoughts That F*ck You Up and How to Fix Them: Rewire How You Think in Six Weeks With REBT. — М.: Альпина Паблишер , 2022.
3. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. Пер. с англ. Общ. ред. — М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997.
4. Раймон Диджузеппе, Кристин Дойл, Уинди Драйден, Уотер Бакс. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. СПб.: Питер 2023.
Основателем является выходец из России, психолог, психотерапевт и активный деятель мировой сексуальной революции Альберт Эллис (1913-2007г.г.).