«Где справедливость в этом мире? – А нет ее! И как же тогда жить?»
Каждый из нас задавался этими вопросами, когда с горечью и обидой созерцал несправедливость этого мира. Обиды на несправедливость обычно самые стойкие и долго терзают душу, отрезая нас от открытости, вдохновения и веры в людей. Мир начинает казаться неправильным, жутким и бессмысленным местом, где неуютно и теряется смысл добра.
Казалось бы, будь на свете справедливость, жизнь засияла бы новыми красками, открылись бы возможности, люди стали бы добрее, но не все так просто…
Если справедливость настолько важна, почему же нельзя сказать, что хоть в какой-нибудь сфере нашей жизни она «торжествует»? Всему ли виной человеческая «греховность», корысть, эгоизм? Или Бог посылает нам испытания? А может, причина вообще не в этом?
Давайте разбираться.
В первую очередь нужно понять, а что же вообще такое «справедливость»? О чем весь разговор?
Существует несколько основных пониманий справедливости. От того, что вы вкладываете в это понятие и зависит ваша реакция на те или иные события в вашей жизни. Посмотрим, как это работает.
Справедливость как соответствие наград заслугам
Чаще всего «справедливость» понимается как пропорциональное и логичное соответствие между заслугами и наградами, а также между провинностями и наказаниями. Такое видение «справедливости» у нас складывается с детства, когда мы начинаем примиряться с наказаниями, которые были «за дело», а также ожидаем награды за свои «хорошие поступки».
Казалось бы – это так естественно поощрять одно поведение и осуждать другое. Но внутри этой позиции зашит коварный конфликт.
1. Определение того, что достойно наград, а что наказаний, практически всегда исходит извне (от родителей, от начальников, от социальной политики государства и т.д.). Оно не учитывает индивидуальные особенности ситуации и человека, может даже не соответствовать живому моральному чувству, живому интересу к миру и т.д. Что приводит к нивелированию роста собственного осознания и к зависимости от внешних факторов.
Например, ребенок, запрограммированный на хорошие оценки, старается излагать факты, которые требует учительница, но не погружается в глубинную суть прочитанного, его же об этом не спрашивают. Он ориентирован только на похвалу, а не на глубину понимания. Для него поэтому будет невыносимо, если учитель вдруг начнет оценивать не его «знания», а, например, его творческие интерпретации, его способность к фантазии и самостоятельному мышлению. Это будет казаться несправедливым и восприниматься болезненно.
Взрослый человек, который также ориентирован на внешнее поощрение, будет страдать каждый раз, когда его «заслуги» будут восприниматься окружающими как норма или обязанность, а награду будет получать «чей-то сыночек».
Безусловно, в системе общественных отношений установление честных норм поощрения и наказания необходимо. Но, если этого нет, человек совершенно не должен обрекать себя на страдания. У него всегда есть выход, если осознанно подойти к своим запросам и потребностям.
Зарабатывать деньги можно и без «похвалы» и делать дело, которое тебя удовлетворяет, не ожидая награды, а просто ради самого дела и интереса к нему. Такой взгляд дает прилив сил и постоянную вдохновленность процессом, а также независимость, которая в конце концов принесет свои плоды. Люди начинают уважать человека, который продолжает нести ценность себя и своего дела, несмотря даже на неблагоприятные обстоятельства.
2. Как вообще понимать: что такое «заслуги» и что такое «провинности»? В каждой культуре, в каждой эпохе, да вообще в каждом отдельном сообществе понятие «заслуг» и «провинностей» очень сильно отличаются. В одном обществе принято быть верным одной жене, в другом не возбраняется иметь четыре. В одной культуре награждали самых жестоких и яростных, в другой спокойных и рассудительных. В одном коллективе начальник поощряет людей камфорных и тихих, в другом творческих и активных. Когда человек сталкивается с чуждым ему пониманием, что справедливо, а что нет, он также вопит о глобальной несправедливости мира, хотя тут вопрос просто понимания друг друга.
Например, жена считает справедливым, что муж отдает ей всю зарплату т.к. она сама заказывает вещи для дома и планирует отпуск. Муж с этим категорически не согласен, он считает такое положение дел вопиюще-несправедливым. Возникает конфликт, вплоть до развода. А проблема всего навсего в разности понимания: что справедливо, а что нет.
Справедливость как соответствие установленным нормам и правилам
Кажется, что конфликты легко можно решить, просто договорившись. Но в глобальном плане это не всегда работает.
Есть более обширное понимание «справедливости», которое опирается на согласованность, своеобразный «общественный договор». Справедливо то, что соответствует заранее согласованным порядкам и правилам, которые всем участникам понятны и приняты.
Например, если в России введен Уголовный кодекс, то справедливым будет считаться его придерживаться, а несправедливым уходить от ответственности. Такой принцип главенства закона был взят еще из Римской империи, где «суров закон, но закон» и «все равны перед законом». Это очень хороший и правильный относительно отсечения крайних тенденций (насилия, краж и т.д.) принцип. Но в плане регулирования всей общественной жизни этот принцип не применим. Ведь нельзя законом обязать не орать на ребенка или создать теплую атмосферу в семье.
Сознание человека не способно всегда и во всех ситуациях действовать согласно нормам и предписаниям. Человек стал бы роботом, если это было бы так. Поэтому запрограммировать на справедливость не получится. И это в общем-то хорошо т.к. дает возможность человеку быть гибким и свободным относительно возможности построения своего собственного уклада жизни.
Еще один важный момент, который не позволит закону главенствовать – это личностная предвзятость.
Мы все знаем насколько сильна общечеловеческая тенденция использовать любое правило для личностных нужд. Личные интересы всегда ценятся людьми выше общественных, поэтому большинство людей скажут: «Да, пусть все живут по закону, это так хорошо и справедливо». Но как только что-то случается с их близким родственником или с ними самими, тут уже не до «общественной справедливости». Да и как судить такое отношение? Ведь наказание не исправляет человека, а скорее просто лишает его определенных возможностей.
Вот вы читатель, что сделаете, если наказание будет грозит вам лично? Спокойно пойдете сдаваться в полицию?
Вот… вот… поэтому то и не работает в полной мере такая «справедливость».
Справедливость как хорошее отношение к ближним
Еще одно распространенное понимание справедливости - это «справедливость» как личностное отношение, как снисхождение и принятие ближнего без осуждений и наказаний.
С одной стороны такое понимание открывает возможность проявления любви и милосердия, а с другой – это прямой путь к дикой коррупции и деградации общества. Ведь всегда есть самый ближний и менее ближний.
Личностная справедливость одна из самых распространенных в России. «Я предан начальнику, он меня продвинет». «Я дарю подарки моей жене, делаю все, что она попросит, и тогда она меня будет любить». «Я делаю добрые дела, Бог обязательно мне поможет в карьере». Такие суждения свидетельствуют о подчинении себя другой личности, которая «более важна», «более мудра», «больше знает», «более могущественна». Некто главный спускает нормы и правила, а я «маленький» просто подчинюсь. (Об этом подробнее в этих статьях…)
Личностное понимание справедливости обычно демонстрируют люди, которые ждут от других понимания и теплоты, а также прощения их слабостей. Словно все люди должны быть как идеальная мама или папа, всепонимающими и всепринимающими. При этом, они сами демонстрируют часто детское поведение. «Мне можно обижаться, капризничать, хулиганить, а вам нет. А что тут такого, пусть меня прощают, злые какие, еще и обижаются».
Есть, конечно, и противоположный вариант, когда от других ждут жесткости, муштры. По типу «начальник должен быть суровым, путь меня строит, я только лучше от этого».
Все это личностное понимание, которое основано на детском опыте восприятия мира. Здесь человек заведомо находится в положении «маленького» по отношению к миру или Богу, который должен его прощать, любить и понимать, а также наказывать «для вразумления».
Жалко вас разочаровывать, но это всего лишь психологические модели восприятия. Они оставляют человека постоянно в положении «маленького», а значит безответственного по отношению к своей собственной жизни. А цепляние за правила – это попытка подчинить «божественный порядок» своей собственной воле. «Я буду делать то и то и тогда обязательно будет счастье…». Вы уверены, что это работает? Пора с этим заканчивать. Только из состояния взрослости, состояния творца своей собственной жизни, можно действительно начать что-то менять.
Справедливость как рациональность
Еще одно более продвинутое понимание справедливости: это справедливость как рациональность. Что разумно, то и справедливо. Казалось бы, что может быть основательнее?
Но и тут нас ждет глубокое разочарование. Разумным каждый ведь считает что-то свое. Один считает, что разумно написать удобный для начальства отчет, чтобы не получить «по шапке», другому проще поконфликтовать, но отстоять свою точку зрения. Можно ли судить первого, что он не прав? Вряд ли. Мы ведь не знаем, возможно, и он раньше пробовал отстаивать позицию, но понял бессмысленность этого занятия…
Разумным вообще считается то, что соответствует каким-то предустановленным целям. Но где гарантия того, что сами эти цели разумны? А какие у них основания? Возможно эти основания опять же лежат в сфере личностной выгоды…
Разумное не мыслится само по себе, оценка действиям как разумным или неразумным исходит всегда из некоего основания, которое само безосновно. Например, один человек считает, что надо рисковать и только рисковый рано или поздно сорвет куш, опирается он при этом на свой опыт и совершенно нерациональное ощущение удовольствия от риска. Другой, считает, что рисковать ни в коем случае нельзя т.к. это ставит под удар безопасность. Но и это суждение опирается на глубинное желание сохраниться в стабильном состоянии, что само по себе уже тоже нерационализируемо.
Так что же получается: в мире нет справедливости? Понятие «справедливого» по сути не имеет никаких оснований. Оно конструируется прежними опытами и самоопределениями, которые просто в какой-то момент запечатлелись в сознании.
Все смыслы зыбки и крутятся вокруг личностных интересов, а сами личности также зыбки и ненадежны т.к. состоят из сгустков собственных смыслов. Где же основание, где истинная правда и справедливость? Чувство такое, что все проваливается куда-то в бездну…
Но ведь и бездна – сама лишь человеческий смысл.
И это на самом деле – очень хорошие новости. Если нет никакой предустановленной справедливости и несправедливости, значит можно переосмысливать свою жизнь и свои поступки, играть смыслами, быть легким.
То, что казалось когда-то очень несправедливым, однажды увидится как необходимый урок жизни, урок, который научил, придал стойкости и открыл, возможно, даже новое измерение для восприятия. Нет необходимости страдать, нет необходимости кого-то винить. Можно начать видеть мир чисто, кто как оценивает, кто как мыслит, без осуждений и ожиданий, а значит, мы можем смело идти и рассказывать о своих смыслах, о своем опыте, опять же без назначения его «абсолютной справедливостью», легко и свободно. Столько возможностей, столько красоты открывается в мире!
Тогда, когда маленький человечек снова завопит: «Ах, как же вы нарушили мои права, а где справедливость?». Посмотрите, что ничто не пострадало в вас на самом деле, кроме собственных представлений, кроме собственных ожиданий. Несправедливость, которая так жестоко бьет по самолюбию, возможно, лучшее лекарство от иллюзий о своей малости, о своей невозможности, лучшее лекарство от бессмысленных страхов перед «грозным начальством», перед «злой испорченностью человечества» и т.д.
Увидеть мир, как мир, без натянутой на него сети «разумных оснований», расчерченных путей к «светлому будущему» и к «геенне огненной», значит прийти наконец домой, к себе, почувствовать себя творцом, а не тварью.
Мы сами определяем для своей жизни какие смыслы будут «сверху», а какие «снизу». Что будет главным, а что второстепенным. Увидеть себя творцом, узреть свою божественную справедливость – значит быть богом в мире, который ты не просто создаешь, но и сам в нем проживаешь, это выше любого стремления к устроенности и успеху. Ты создаешь для себя смыслы, и испытываешь в полной мере последствия всех своих «постановлений», проявленных в виде убеждений.
Нет смысла разменивать свою божественность на заезженную убежденность в неправильности и несправедливости мира.
Если вы хотите участвовать в жизни нашего, пока еще небольшого, сообщества людей, интересующихся осознанностью, задавать вопросы, участвовать в мероприятиях, рекомендую вам подписаться на ТГ- канал СВЕТ НА УМ.