Любовь мужчины и женщины как зеркало бессознательного
Отношения мужчины и женщины — это не только вопрос биологии / притяжения / культуры. С точки зрения психоанализа, это глубокая сцена, на которой разворачиваются бессознательные сценарии, воспроизводятся детские травмы и активируются фундаментальные механизмы психики. Психоаналитики — от Зигмунда Фрейда до Отто Кернберга — предложили свои уникальные модели, объясняющие, почему мы любим, как формируется привязанности и почему так часто страдаем...
Любовь, по Фрейду: возвращение к утраченному объекту.
Зигмунд Фрейд был первым, кто ввёл теорию сексуальности («фуроризировал» всех, вот!) как основу всех человеческих мотиваций, включая и любовь. По его мнению, любовное влечение — это проявление либидо, энергии, направленной на объект, в котором мы часто бессознательно ищем родительскую фигуру.
«Мы никогда не бываем так беззащитны, как тогда, когда любим, и никогда не страдаем так сильно, как когда теряем объект любви».
— З. Фрейд, «Горе и меланхолия», 1917.
(Звучит как-то грустно, правда?)
Он объяснял свою позицию сквозь через Эдипов комплекс: выбор партнёра обусловлен детским опытом, когда мальчика влечёт к матери, а девочку — к отцу. Это влечение вытесняется и бессознательно сохраняется, превращаясь в основу будущих отношений.
Фромм: любовь как искусство (и его «Искусство любить»), а не инстинкт!
Эрих Фромм, гуманистический психоаналитик, как раз-таки в вышеуказанной работе альтернативно рассмотрел любовь. По его мнению, это не просто сексуальное влечение, а зрелое состояние личности, требующее усилий и развития. То, чему нужно учиться!
«Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».
— Э. Фромм, «Искусство любить», 1956.
Он выделил зрелую любовь как союз двух целостных личностей, в котором сохраняется индивидуальность. Он противопоставлял её незрелой любви, основанной на симбиотической потребности, когда один человек «растворяется» в другом, пытаясь как-то заполнить себя...
Кернберг: любовь, агрессия и объектные отношения.
Отто Кернберг говорил о любви, сосуществующий с агрессией в психике человека. Исследовал внутренние объектные отношения, т. е. образы значимых других, которые формируются в детстве и остаются внутри нас, влияя на поведение во взрослой жизни.
«Любовь — это способность удерживать в сознании как идеализированный, так и фрустрирующий образ другого и продолжать испытывать к нему привязанность».
— О. Кернберг, «Любовные отношения и патология личности», 1995.
Особое внимание Кернберг уделял людям с пограничной организацией личности, у которых отношения колеблются между идеализацией и девальвацией (обесцениванием). Это делает невозможной устойчивую близость и порождает хронические страдания в любви.
Теория привязанности: Боулби и Эйнсворт.
Джон Боулби и Мэри Эйнсворт показали, что стиль привязанности, формирующийся в раннем детстве, существенно определяет то, как человек будет строить отношения в зрелом возрасте.
Надёжная привязанность: способность к близости без страха потери себя.
Тревожная привязанность: постоянный страх быть покинутым.
Избегающая привязанность: страх быть поглощённым другим, стремление к дистанции.
Эти паттерны часто активируются в любовных отношениях, становясь источником конфликтов, неуверенности или зависимости.
Современные исследования: бессознательные сценарии и культурные различия.
Исследования К. Хэйзел Маркус и Шейвера (1990-е) показали, что при различиях в культурных сценариях любви бессознательные паттерны — универсальны. Люди несмотря на культурные нормы демонстрируют одни и те же тревоги: боязнь отвержения, стремление к признанию, потребность в защищённости.
Эти результаты подтверждают, что любовь — это не только культура или биология, но и психодинамическая реальность, формирующаяся в бессознательном.
Подведём итоги…
Психоанализ показывает, что любовь — это не столько отношения с другим, сколько отражение отношений с самим собой. Наш партнёр становится экраном, на который проецируются наши ожидания, страхи, идеалы и детские образы. Иногда это ведёт к исцелению, иногда — к повторению травмы, к сожалению...
Истинная зрелая любовь возможна тогда, когда человек готов не только брать, но и давать, видеть в партнёре не проекцию, а реального, живого человека.
Именно в этом заключается одно из важнейших посланий психоанализа о том, что через осознание бессознательного (и общение с ним) мы обретаем свободу любить по-настоящему.
Литература:
1. Боулби Дж. "Привязанность", 1969
2. Боуэн М. "Семейная терапия в клинической практике", 1978
3. Кернберг О. "Любовные отношения и патология личности", 1995
4. Фрейд З. "Введение в психоанализ", 1916
5. Фрейд З. "Горе и меланхолия", 1917
6. Фромм Э. "Искусство любить", 1956
7. Ainsworth M. et al. "Patterns of Attachment", 1978
8. Hazan, C., & Shaver, P. "Romantic Love Conceptualized as an Attachment Process", 1987
9. Kernberg, O. "Object Relations Theory and Clinical Psychoanalysis", 1976
Благодарю за уделённое статье время и внимание!